06 Июня 2012
6 июня в Новосибирске стартовал масштабный транспортный форум «Транспорт Сибири и Дальнего Востока»

Транспортный форум в таком формате проходит в Новосибирске впервые. В эти дни на площадях выставочного комплекса «Новосибирск Экспоцентр» новейшие достижения в транспортной сфере представляют более 180 компаний России, а также зарубежных стран. Насыщенная деловая программа предполагает проведение круглых столов, семинаров, дискуссий по самым разным темам.
В официальном открытии форума принял участие Губернатор Василий Юрченко: «Уверен, что эти дни будут очень насыщенными и полезными для всех участников, вы найдете новых партнеров, новые решения для вашего бизнеса. Форум покажет новые перспективы развития транспортных коммуникаций. Желаю всем участникам и гостям хороших дней, успехов!».
Далее Василий Юрченко ознакомился с представленной экспозицией и принял участие в работе пленарного заседания форума «Транспортный комплекс в стратегии экономического развития Сибири».
Глава области выступил с докладом. Стенограмма выступления Губернатора Василия Юрченко: «Добрый день, уважаемые участники форума! Форум «Транспорт Сибири и Дальнего Востока» проводится в Новосибирске впервые. Его программа включает в себя широкий комплекс выставок, дискуссионных площадок, круглых столов. Я хотел бы поблагодарить Министерство транспорта России за содействие в организации этого форума и те регионы, которые приняли участие, направили своих представителей. Уверен, что такой формат будет востребован, будет полезен всем – специалистам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, перевозчикам, гражданам.
Актуальность рассматриваемых на форуме вопросов не вызывает сомнения. Для такой огромной страны, как Россия, дорожно-транспортный комплекс имеет стратегическое значение. Надежность транспортного сообщения позволяет любым территориям, даже удаленным от федеральной сети магистралей, выходить на новые рынки сбыта, развивать свою территорию.
Наша Новосибирская область является крупнейшим транспортно-распределительным узлом Сибири и Дальнего Востока, а город Новосибирск – опорным пунктом товаропроводящей системы, способной в оперативном режиме в 10-часовом ходе автомобильного транспорта обслужить десятки городов Сибири и Дальнего Востока, Казахстана. Именно в Новосибирске пересекается Трансиб, автотрасса «Байкал» и наша замечательная река Обь. Отсюда выходят магистрали федерального и межрегионального значения. Все эти факторы и определяют приоритетные направления развития дорожно-транспортной отрасли региона.
В перспективе мы ставим задачу превратить Новосибирск в крупнейший транспортно-логистический комплекс не только федерального значения, но и евроазиатского. По большому счету, мы, наверное, будем замахиваться и на мировое значение нашего комплекса. Это направление предусмотрено стратегией социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года.
Первым приоритетом стало строительство автодорожных обходов города Новосибирска. Это будут соответствующие всем мировым требованиям магистрали непрерывного движения с современными развязками, путепроводами, со всей той необходимой инфраструктурой, которая обеспечивает и безопасность, и комфортность.
В 2011 году завершено строительство Северного обхода, который соединил федеральные дороги М-51 и М-53, обеспечил формирование международного транспортного коридора «Запад-Восток». Причем строительство объекта было завершено на 2 года раньше планируемых сроков, и это – показатель работы Министерства транспорта РФ, Росавтодора, органов исполнительной власти и, конечно же, самое главное – дорожников, которые сегодня обладают уникальными технологиями и имеют опыт в организации строительства и обеспечении ввода таких серьезных объектов в кратчайшие сроки.
В этом году начаты работы по подготовке к строительству Восточного обхода, который соединит трассу «Байкал» и Чуйский тракт с восточной частью города Новосибирска. Это будет самый протяженный обход города Новосибирска – порядка 100 километров длины.
Еще один автодорожный обход – Юго-Западный. Он пока только в планах, но первый элемент и, наверное, один из самых главных Юго-Западного обхода уже реализуется. Это третий мост в черте города Новосибирска. С 2009 года мы начали серьезно заниматься этим проектом. Была подготовлена проектно-сметная документация, пройдена экспертиза. И вот сегодня мы уже видим большой выполненный объем работ и по дамбам, которые подходят к мосту, и по самому мосту.
Уверен, что в 2014 году этот объект уже будет введен в эксплуатацию и будет служить потребностям не только города, но и других регионов, поскольку позволит значительно облегчить выход на Чуйский тракт, на Барнаул, на Горно-Алтайск.
Строительство обходов Новосибирска позволит закольцевать город современными магистралями и обеспечить непрерывное движение международных и межрегиональных грузо- и пассажироперевозок. Обходные магистрали имеют огромное значение не только для самого Новосибирска, снимая напряжение с улично-дорожной сети, но и, конечно, для всего Сибирского региона, близлежащих областей и краев.
Вторым приоритетным направлением является развитие дорожной сети в 50-километровой зоне от границ города Новосибирска. Город Новосибирск сегодня третий в Российской Федерации город по численности – перепись 2010 года это подтвердила. И мы серьезно обгоняем четвертый город, которым стал Екатеринбург. Это приятно и почетно, но в то же время обязывает сегодня создавать совершенно другие условия комфортности для жителей города, для гостей и для осуществления деятельности субъектов хозяйственного права.
С 2010 года в рамках реализации программы по развитию улично-дорожной сети крупнейших городов России в Новосибирске начата масштабная работа по ремонту городских автодорог. На эти цели были направлены средства из федерального, областного и муниципального бюджетов. Консолидация этих ресурсов позволила выйти на принципиально другой уровень. Конечно, еще многое предстоит сделать. Но многие сегодня признают, что за последние два года кардинально изменилась ситуация. И здесь необходимо вырабатывать новые решения, ставить амбициозные цели по включению новых объектов в план дорожно-строительных и ремонтных работ.
Областной бюджет, безусловно, понимает значение улично-дорожной, транспортной сети города Новосибирска в региональной опорной сети. Мы, безусловно, поддерживаем город Новосибирск финансовыми ресурсами, будем продолжать и дальше.
Примером является строительство Советского шоссе, которое на 100 процентов осуществляется из средств областного бюджета. По большому счету – оно идет по территории Новосибирского сельского района, но соединяет 2 части города. Этот объект очень важен, востребован именно городом. И мы здесь не разделяем, где какая зона ответственности. Нужно иметь единую комфортабельную безопасную систему.
Безусловно, сегодня очень важное направление – синхронизация тех планов, которые имеет областное Правительство и муниципалитет. Здесь увязаны планы и строительства новых объектов, и планы ремонтных работ. Я говорил о Советском шоссе – это зона ответственности областного Правительства, развязка на улице Петухова – это уже зона ответственности города Новосибирска. В этом году мы начинаем работы на этом объекте. Мы помогли городу финансами для начала, и нам необходимо этот объект завершить и ввести в эксплуатацию в 2013 году. Это напряженно, но реалистично. Уверен, что мы с этим справимся.
Еще один объект – развязка на Южной площади. Я благодарю мэра Новосибирска, что это решение принято. Депутаты Городского совета поддержали решение мэра. В этом году мы выходим на этом объекте на возобновление строительства. Реализация проекта снимет напряжение в начале нашей главной улицы – Красного проспекта. Конечно же, предстоит выполнить еще большой объем работ. Мы с мэром найдем необходимые финансовые источники совместно, и этот объект постараемся ввести - если уж не в 2013 году, то в первой половине 2014 года точно. Но задача должна стоять – 2013 год. Это оценят все жители города.
Самый крупный объект, строительство которого ведется в Новосибирской области – это третий мост. Он сложный по инженерным решениям, красивый - на объекте будет самая крупная арка в России - 383 метра. Но он, как говорится, нужен был еще вчера. Это не только мнение мое и моих коллег, но и мнение тех, кто знаком с планами генерального развития Новосибирска.
Сегодня мы понимаем, что развивать дорожную сеть нужно не только вокруг мегаполиса. Мы имеем план развития дорог в муниципальных районах, обеспечения устойчивой доступности сообщения с опорной федеральной и региональной сетью от каждого из 30 муниципальных районов. Где-то дорогу нужно восстановить, привести в нормативное состояние, а где-то – построить. Мы имеем такой план. И в этом году мы передаем более 1 миллиарда рублей субсидий органам местного самоуправления. И понимаем, что здесь очень важно органам местного самоуправления определить приоритеты, синхронизировать действия и получать эффект год от года.
В 2010 году нами было направлено на весь дорожный комплекс региона 10 миллиардов 400 миллионов рублей, в 2011 году – это уже 14 миллиардов 300 миллионов рублей, а в 2012 году – 14 миллиардов 500 миллионов рублей. И думаю, что это не крайняя цифра по этому году.
Безусловно, конкурентоспособность экономики во многом определяется уровнем транспортной инфраструктуры. И разрабатывая программы развития транспортного комплекса, мы ориентируемся на потребности в транспортных услугах населения, предприятий не только нашего региона, но и соседних территорий.
Особое значение для нашего региона имеет аэропорт Толмачёво – крупнейший аэропорт после Москвы и Санкт-Петербурга. За последние годы удалось серьезно обновить материально-техническую базу, поддерживать взлетно-посадочные полосы, перроны в необходимом состоянии. С вводом в конце 2010 года второй взлетно-посадочной полосы мы получили новые возможности. Теперь у нас есть взлетно-посадочная полоса, которая принимает все типы воздушных судов, существующих в мире. Конечно же, нельзя останавливаться. И аэропорт Толмачёво сегодня при поддержке Правительства региона, Министерства транспорта РФ будет реализовывать следующий этап – это реконструкция перронного хозяйства для расширения возможностей по увеличению пассажиропотока и грузопотока. В то же время мы отдаем себе отчет, что ту маршрутную сеть, которую мы сегодня имеем, необходимо расширять – как с российскими городами, так с ближним и дальним зарубежьем.
Не менее значимо для транспортной инфраструктуры, экономики региона развитие железнодорожного транспорта. Новосибирск является крупнейшим железнодорожным узлом. У нас есть уникальная станция Инская, где ежесуточно формируется более 100 пар грузовых поездов. Сегодня мы имеем потенциал для того, чтобы пригородные пассажирские перевозки, региональные, в том числе, замыкались на Новосибирске. И вся инфраструктура – авиационная, железнодорожная – работала не только для потребностей жителей Новосибирской области. У нас очень конструктивные, тесные деловые связи с акционерным обществом «Российские железные дороги», с Западно-Сибирской железной дорогой. Мы совместно реализуем проекты по развитию не только железнодорожной, но и социальной инфраструктуры. Строятся объекты на узловых станциях, в районных центрах, где представлены предприятия железнодорожного транспорта.
Конечно, сегодня мы не могли бы иметь тот комфортный уровень обеспечения общественных перевозок в городе Новосибирске, если бы у нас не было метрополитена. В 1985 году он начал служить во благо жителей города Новосибирска. Сегодня у нас есть 13 станций, и в ближайшее время мы определимся и примем решение по продолжению, восстановлению строительства и перегонов, и новых станций.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что метрополитен в Новосибирске должен развиваться. Этот показывает, в том числе, и объем пассажироперевозок – 75 миллионов перевезенных пассажиров в 2011 году на 13 станциях. Это очень хороший показатель. Мы сформируем не позднее июля месяца этого года видение развития метрополитена, донесем это до гражданского общества.
Транспортная инфраструктура не может работать эффективно без современной логистической инфраструктуры. Вот почему эти два проекта рассматриваются как одно целое. И, конечно же, создание и западной логистической площадки в Промышленно-логистическом парке, и южной, и восточной – это насущная потребность. Потребность, чтобы разгрузить город, вывести те транзитные потоки и те потоки, которые формируются в городе Новосибирске, за пределы города. И, конечно же, современные логистические комплексы позволят принимать те большие объемы, которые потребляет город, диверсифицировать их, распределять на машины меньшей вместимости и тем самым не загружать улично-дорожную сеть города. Это будет выгодно и для бизнеса.
Конечно же, сегодняшние проекты требуют актуализации и совмещения с развитием транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Мы должны учитывать и те проекты, которые уже реализуются в сопредельных государствах. Мы должны точно понимать, что актуализация наших проектов должна проходить опережающими темпами, мы должны получать эффект, в том числе и экономический. Новые рабочие места, которые создает транспортная инфраструктура, транспортная отрасль, очень важны.
Эта сфера в очень сильно диверсифицированной экономике Новосибирской области сегодня составляет почти 15 процентов. По Российской Федерации – ниже. Это говорит о наших конкурентных преимуществах, и их нужно усиливать.
Уверен, что сегодня на форуме вы обсудите те вопросы, которые интересны специалистам, найдете оптимальные пути решения существующих проблем. Я хотел бы, чтобы эта площадка стала традиционной, и мы всегда рады вас приветствовать, создавать комфортные условия для работы. Желаю вам успешной, плодотворной работы!».