10 Июня 2014
Подрядчики закончили монтаж пролетного строения автодорожного моста из композитных материалов

Пролетное строение длиной 18 м, состоящее из 6 объединенных между собой ферм, изготавливаемых из инновационного для дорожного строительства материала – слоистого стеклопластика, собиралось на строительном полигоне и частями доставлялось к месту установки в проектное положение автомобильным транспортом.
Первый в России автодорожный мост из композитных материалов строится в Новосибирской области. Сооружение длиною 18,5 метра возводят над рекой Пашенкой. Мост станет частью автодороги местного значения «Красный Яр – Сосновка». Авторство инновационной разработки по созданию конструкции пролетного строения моста из слоистого стеклопластика принадлежит строительной компании ООО «Опора».
Создание искусственных сооружений из композиционных материалов, по словам специалистов, позволяет в дальнейшем существенно снизить объем эксплуатационных затрат по сравнению с искусственными сооружениями, изготовленными из традиционных материалов, а также при условии серийного строительства таких сооружений, сократить общую сметную стоимость их возведения за счет уменьшения собственного веса несущих конструкций. Так, срок службы мостов с применением традиционных материалов – железобетона и металла – около 80-100 лет. Но фактически он значительно сокращается за счет воздействия агрессивных сред, резких перепадов температур, воздействия химических реагентов и интенсивности эксплуатации. Фактический срок службы железобетонных и металлических мостов не превышает 40-50 лет, при этом капитальный ремонт таким конструкциям требуется, как правило, уже через 20-25 лет эксплуатации.
«Срок службы мостов с цельно-композитными пролетными строениями (по заключениям изготовителей стеклопластиков) - 100 лет, при практически «нулевой» стоимостью обслуживания в процессе эксплуатации, - рассказывает врио министра строительства и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов. - Элементы пролетных строений из стеклопластиков обладают высокой коррозионной и химической стойкостью, что увеличивает долговечность моста и межремонтные сроки, уменьшает эксплуатационные расходы». Кроме того, применение композиционных материалов в пролетных строениях мостов имеет и другие преимущества: при одинаковых габаритах и длине композитное пролетное строение имеет в несколько раз меньшую массу, чем металлическое или железобетонное, а также за счет уменьшения массы пролетного строения облегчаются конструкции опор, упрощается монтаж, появляется возможность доставить к месту строительства многие крупногабаритные конструкции.
Стоимость мостового перехода с таким пролетным строением сегодня больше, чем стоимость моста с традиционными материалами пролетных строений примерно в 1,5 раза. Большая разница в стоимости обусловлена индивидуальным изготовлением отдельных элементов фермы (уголков, поясов) из выпускаемых заводом изготовителем стандартных профилей, что приводит к большим трудозатратам и нереализуемым отходам стеклопластика. При массовом производстве элементов пролетных строений, стоимость стеклопластика будет уменьшаться, так как изготовление элементов ферм можно будет вести из стандартных профилей завода изготовителя именно для проектируемого пролетного строения.
До настоящего времени на территории Российской Федерации построено и введено в эксплуатацию более десятка пешеходных мостов, пролетные строения которых изготовлены из композиционных материалов, и не построено ни одного автодорожного моста. В мире насчитывается не менее 360 мостов, основные несущие элементы которых выполнены из полимерных композиционных материалов. Среди них около 53 мостов полностью изготовлены из композитных материалов, остальные же - так называемые гибридные конструкции, особенностью которых является то, что для несущих элементов применяются различные материалы. Такие конструкции при правильном их проектировании позволяют максимально использовать положительные качества материалов и сводить к минимуму их недостатки.
В Новосибирской области проект моста из инновационных материалов реализуется по поручению Губернатора Новосибирской области в рамках мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012-2015 годах».
Инновационный мост через реку Пашенка планируется ввести в эксплуатацию до конца лета.
Композитные материалы представляют собой тонкие синтетические армирующие волокна, связанные между собой полимерной матрицей. В качестве армирующих волокон применяются стекло-, базальто-, арамидо- и углеволокна, но из-за наиболее оптимального соотношения цены и физико-механических характеристик в мировом мостостроении более широкое распространение получили стеклопластики.
Композитные материалы представляют собой тонкие синтетические армирующие волокна, связанные между собой полимерной матрицей. В качестве армирующих волокон применяются стекло-, базальто-, арамидо- и углеволокна, но из-за наиболее оптимального соотношения цены и физико-механических характеристик в мировом мостостроении более широкое распространение получили стеклопластики.
Первый пешеходный мост из стеклопластика в России был построен в 2004 году. С этого времени введено в эксплуатацию более десятка подобных пешеходных мостов. Первый в мире автодорожный мост из композиционных материалов был построен в Великобритании в 2002 году длиной пролета 10 м и массой – 37 тонн. В России до настоящего момента не построено ни одного автодорожного моста из полимерного композиционного материала.